Путин захоронил Соглашение НАТО с Россией. Чем это опасно?

РФ НАТО 19 лет тому назад, 27 июня 1997 года, Россия и НАТО подписали в Париже Коренной акт о взаимных отношениях, партнерстве и безопасности.

Есть тот самый документ, на который Кремль и его дипломаты регулярно ссылаются, стараясь воспрепятствовать НАТО расположить войска союза на регулярной базе в тех государствах, которые недавно не были участниками НАТО.

Важность данного основного акта для РФ явна, так как он урезал волю НАТО в развертывании его сил к востоку от прошлой границы между Западной и Восточной Францией. Так что, он помогал Кремлю сохранять сравнительное боевое преимущество на территориях, близких к странам прежнего Западного блока и прежним русским республикам Прибалтики.

А на самом деле ли РФ низко оценивает данный акт? На изумление, ответ на данный вопрос негативный: как раз РФ практически уничтожала данный документ, и сделала это весьма достаточно давно.

Перечисленное выше ограничение на развертывание сил НАТО находится в рубрике IV данного акта, где пишется следующее: «НАТО доказывает, что в текущих и ближайших условиях безопасности союз будет производить собственную общественную защиту и прочие цели через обеспечение нужных сопоставимости, интеграции и потенциала увеличения, а не методом специального регулярного расположения значительных военных сил».

Раздел IV, наименованный «Военно-политические вопросы», посвящен преимущественно Соглашению об стандартных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). И это логично: данный контракт, который подписали НАТО и РФ, уложил базы системы безопасности, выполнив вероятным исполнение основных требований основного акта. Ожидалось, что ДОВСЕ останется базисным камнем азиатской системы безопасности в ближайшем будущем — отсюда и мысль «обозримые критерии безопасности». 3 прочих самых важных критерии были перечислены во Вступлении и разделе I «Принципы».

Прежде всего, «Россия и НАТО не оценивают друг дружку как противников». Во-вторых, они признают «отказ от использования силы либо опасности силой товарищ против приятеля либо против любого иного государства». В-третьих, они признают собственное «уважение суверенитета, самостоятельности и территориальной единства всех государств». Эти основательные основы стали той базой, которая сделала соглашение между НАТО и Россией вероятным.

РФ также дала некоторые обязательства, касающиеся расположения ее войск, наряду с обязательствами НАТО: «Россия будет показывать аналогичную выдержанность в развертывании собственных стандартных войск в Европе».

Логично, что все эти 4 критерии были к настоящему времени не соблюдены. РФ официально остановила действие ДОВСЕ 29 декабря 2007 года, когда вице-президент РФ В. Путин подписал аналогичный приказ №276-ФЗ. 10 мая 2015 года МИД РФ официально сообщило о том, что со следующего дня РФ целиком временно останавливает собственное активное участие в ДОВСЕ. К тому моменту самые важные суждения безопасности, на которых основывался коренной акт, прекратили жить.

Боевая процедура РФ против Грузии в начале августа 2008 года и, что еще главнее, силовое отделение 20% грузинских территорий, которые практически попали под контроль РФ, стала первым шагом РФ, который показал ее пренебрежение к принципам «отказа от использования силы против любого государства» и «уважения суверенитета, самостоятельности и территориальной единства всех государств».

Проникновение РФ в Крым и его аннексия, и случайные военнослужащие действия и непосредственное боевое вмешательство отечественных войск в инцидент на западе Украины стали свежими неоспоримыми подтверждениями неуважения РФ к основным принципам основного акта.

Опасности использования ядерного оружия против Дании, Румынии и Польши, звучащие со стороны отечественных политических деятелей и дипломатов стали обычным объектом отечественного дискурса с 2007-2008 годов, что убедительно показывает несоблюдение Россией принципов НАТО и ее обязанностей отказываться от опасностей использования силы против членов НАТО.

Заявление о том, что НАТО считается основным соперником РФ, также так твердо зафиксировалось в отечественном общественно-политическом дискурсе, что намного легче перечислить тех, кто не свидетельствует про это, чем представить всех политических деятелей и комментаторов, которые открыто называют НАТО противником (это едва ли является самым лучшим образцом честного проведения обязанностей в соответствии с основным актом, не правда ли?)

Вчерашнее оглашение о восстановлении 1-й гвардейской танковой армии, агрессивного развития, которое, логично, нацелено против НАТО, подвело черту под общим и заключительным отрицанием РФ от собственных обязанностей, написанных в основном акте.

Так что, вполне логично, что Кремль на самом деле не ценит основы основного акта — иначе он не стал бы обесценивать их собственными действиями, стараясь лишить другую сторону предлогов не соблюсти его критерии.

В этом случае Востоку стоит узнать себя: отчего НАТО должен настаивать на сохранении основного акта, записанного Россией и НАТО, если РФ открыто показывает неимение какой-нибудь причастности в следовании данного документа?

Вероятно, необходимым будет начать общественную обсуждение вопроса среди государств-членов НАТО связанным с о том, должен ли союз придерживаться ограничений и исполнять критерии договора, которое РФ уже давно захоронила.

Д-р Игорь Сутягин — младший ученый работник Королевского Соединенного факультета оборонных исследовательских работ.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *